Новости Архитектуры

Проект «Ordynka. Собрание клубных домов» разработан Антоном Хмельницким. Ранее архитектор работал в статусе партнёра бюро Foster and Partners, сейчас он – один из руководителей лондонской студии Architects of invention. Заказчик проекта – компания Insigma; строительство планируют завершить в 2019 году. Бюджет проекта оценивается в 5 млрд рублей.

Министр культуры РФ Владимир Мединский назначил новым директором Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени Щусева бывшего заместителя директора филиала музея, Дома Мельникова, Елизавету Лихачеву. Назначение является конфликтным шагом, что, по мнению ГРИГОРИЯ РЕВЗИНА, и могло определить решение министра.

Воскресенье, 12 Март 2017 13:43

Депутатский наказ митрополиту

Один из лидеров петербургской градозащиты, депутат городского Законодательного Собрания Алексей Ковалев 7 марта опубликовал информацию о том, что обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию с просьбой поддержать градозащитников в борьбе за сохранение здания церкви Алексия Человека Божия (Чкаловский проспект, 50).

В начале февраля 2017 было объявлено, что к команде бюро OMA, возглавляемой Ремом Колхасом, присоединятся российское бюро ТПО «Резерв» под руководством Владимира Плоткина. Впервые о привлечении Рема Колхаса к реконструкции Третьяковки стало известно осенью 2015 года: тогда речь шла о подготовке концепций развития как для комплекса в Лаврушинском переулке, так и для части здания на Крымском валу. 

Музей архитектуры имени А. В. Щусева обновил свою виртуальную экспозицию. Теперь на сайте представлены трёхмерные изображения и видеоролики, посвящённые неосуществлённым или уже исчезнувшим архитектурным сооружениям. Среди них: Чудов и Вознесенский монастыри Кремля, проекты, участвовавшие в конкурсе на здание Дворца Советов, Большой Кремлёвский дворец архитектора Баженова, который так никогда и не был построен.

Открытие галереи после реставрации состоялось 21 декабря. На той же церемонии полномочия директора Музеев Ватикана были переданы Барбаре Ятте, ставшей первой женщиной на этом посту. До этого момента она работала заместителем директора и в этом качестве привезла этой осенью в Третьяковскую галерею выставку «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана» (см. интервью с госпожой Ятта на канале «Культура»).

На сайте Change.org идёт сбор подписей под петицией за спасение храма Успения Пресвятой Богородицы, которая стоит в деревне Мелётово Псковской области. Памятник архитектуры XV века может обрушиться в любую минуту – об этом говорят эксперты Научно-методического совета Министерства культуры, осмотревшие здание в сентябре 2016. «Архитектурные трещины, которые ранее наблюдались на стенах притвора и придела, уже распространились на основную часть храма, – говорится в протоколе выездной комиссии. – Наибольшая конструктивная трещина располагается на апсиде храма. Раскрытие трещины достигает 10 см (!), что само по себе чрезвычайно опасно». Аварийное состояние древнего памятника усугубляет отсутствие должной гидроизоляции – по этой причине кладка размывается изнутри дождевыми и грунтовыми водами.

Свои решения Совет объявил обязательными для рассмотрения госорганами охраны памятников

За шесть лет в Москве отреставрировали больше 700 объектов культурного наследия. Среди них особняки, храмы, вокзалы, станции метро, места археологических раскопок, горельеф и даже захоронения. Авторов лучших проектов и наиболее качественные работы город награждает премией «Московская реставрация». Mos.ru рассказывает о лауреатах этого года.

В этом году закончилась реставрация Кондитерской фабрики товарищества «А. Сиу и Ко», Дома-коммуны на улице Орджоникидзе, здания Казанского вокзала, собора Донского монастыря и других знаковых объектов. Работа по сохранению культурного наследия позволила столице возглавить рейтинг эффективности регионов России в сфере культурного наследия за 2015 год.

После реставрации исторические памятники получают новую жизнь. Многие из них становятся участниками проекта «Выход в город» и принимают всех, кто хочет познакомиться с культурным наследием столицы. Например, экскурсии планируют проводить в обновлённом здании скоропечатни Левенсона.

Среди самых ярких объектов-номинантов премии — малый собор Донского монастыряресторан «Арагви»особняк Зиминых, усадьба XVIII века в посёлке Первомайское, Киевский и Казанский вокзалы, станции «Киевская» Филёвской и Арбатско-Покровской линий метро, здание Плехановского институтаДом-коммуна и горельеф Вучетича на ВДНХ.

Лауреаты «Московской реставрации — 2016»

Светильники из стекла с алмазной гранью на «Киевской» 

Место: станция «Киевская» Филёвской линии метро

У станции «Киевская» голубой ветки метро простая архитектурная композиция. Плоское перекрытие опирается на два ряда колонн по 23 в каждом, по обоим торцам платформы — лестницы. Зато этот зал с несложной схемой получил богатое художественное оформление.

Одним из главных украшений станции стал выложенный мрамором пол. В центральной части перрона он напоминал ковёр, собранный из цветных фрагментов. Впервые в оформлении метро использовали необычные материалы, например фарфор для капителей и оникс для облицовки колонн. Правда, со временем мраморную мозаику и оникс заменили гранитом, а фарфор — фаянсом.

Специалисты отреставрировали путевые стены, цоколь и карниз, облицовку колонн, керамические капители и изразцы названия станции. Фаянсовые капители колонн, несмотря на серьёзные повреждения, удалось большей частью сохранить. Центральную часть пола платформы воссоздали по чертежам 1930-х годов. Оттенки гранита подбирали так, чтобы он подходил к цвету камней на колоннах и плитки путевых стен. Сложнее всего было восстановить светильники, которые делали из двухслойного стекла с алмазной гранью. Эта технология, широко распространённая в 1930-е годы, сейчас почти утрачена.

Станция всё время была открыта для пассажиров, поэтому работы шли только по ночам. Часть из них пришлось перенести в реставрационные мастерские.

Окна XVI века в Донском монастыре 

Место: Донская площадь, дом 1, строение 19

Собор Донской иконы Божией Матери конца XVI века — старейший храм Донского монастыря — в этом году отмечает два праздника: 425 лет со дня основания и окончание реставрации. Дошедшая до нашего времени композиционная схема храма сложилась к концу XVII века, когда были пристроены трапезная и колокольня. Собор не раз перестраивали, и каждая эпоха оставляла на нём свои следы, скрывая черты творения мастеров Бориса Годунова.

Реставрация началась в 2013 году. Под штукатуркой открылись подлинные детали и поздние закладки. В пространстве чердака трапезной части, на западной стене, обнаружили окна XVI века с профилированными кирпичными наличниками. Специалисты решили заложить внутренние проёмы XVIII–XIX веков, вернув внутреннему пространству храма первоначальные формы.

В соборе отреставрировали порталы приделов и трапезной, металлический крест с прорезными деталями, изразцы парапетов яруса звона колокольни. Отремонтировали кованую конструкцию главы собора, заменили поздние конструкции крыш на новые — первоначальной формы. Главы собора покрыли медью и позолотили.

Майоликовые гирлянды павильона «Республика Беларусь» 

Место: проспект Мира, дом 119

Нынешний облик павильон № 18 «Республика Беларусь» получил после войны. Первое здание, построенное в 1937 году, было деревянным, похожим на крестьянский дом. Тогда оно называлось павильоном Белорусской ССР, Западной, Калининской, Ивановской, Ярославской областей.

К 1954-му его перестроили в камне. В 2002 году его передали в долгосрочную аренду Белоруссии, и в 2007-м началась реставрация. За это время памятнику вернули первозданный облик, восстановили его исторические интерьеры, отреставрировали архитектурно-лепной декор, расписали фресками лоджию главного фасада, смонтировали электроосвещение.

Скульптура «Родина», венчающая гранёную ярусную башню на кровле павильона, потеряла около половины декоративной мозаики и нуждалась в реставрации. Специалисты очистили статую и восстановили покрытие из смальты. Фигура девушки в длинном платье со снопом пшеницы и венком в руке снова засияла разными оттенками золотого цвета.

Отреставрировали и нарядное плетение из овощей и фруктов, обвивающее колонны, которые обрамляют полукруглый дворик. Передний ряд колоннады украшен цветной майоликой с национальным белорусским орнаментом. На крышу здания вернули скульптурную композицию «Труженики Белоруссии. В неё входят фигуры «Доярка», «Агроном», «Колхозница», «Охотник» и «Механизатор» высотой два метра каждая. Художники-реставраторы создали пять копий исторических скульптур по слепкам. 

Дубовые окна и паркет в особняке Берга 

Место: Денежный переулок, дом 5, строение 1

У дома 5, строение 1 в Денежном переулке интересная история. Особняк горел, не раз перестраивался, менял владельцев. В 1918-м в нём разместилась немецкая миссия, и в этом же году здесь был убит германский посол графа Вильгельм фон Мирбах. Затем дом стал штаб-квартирой Коммунистического интернационала. В 1924 году в особняке расположилось посольство Италии, которое работает здесь и сегодня.

Особняк стал одним из первых московских домов, где появилось электричество и дверной звонок. Именно здесь прошёл первый бал при электрическом освещении. Для дам, чей макияж был рассчитан на газовые рожки и лампы, он стал не самым приятным сюрпризом.

Нынешнее здание построили, когда хозяином участка стал инженер и золотопромышленник Сергей Берг. Поначалу появились новые одноэтажные каменные постройки со скромными фасадами, напоминающими загородные усадьбы, а в саду — четыре деревянные беседки. Две из них сделали в русском стиле, две — в восточном, с изящными изогнутыми линиями, украсили куполами, порталами и навесами. Позже инженер решил перестроить владение. Старый деревянный дом снесли, и на его месте вырос большой каменный особняк.

В пышных интерьерах — роскошные потолки, деревянные панели, резные порталы готической формы, арки. В особняке отремонтировали больше 60 оконных блоков, а те, что не удалось восстановить, заменили на новые из морёного дуба. Исторический паркет отреставрировали, зашпаклевали массой на основе дубовой стружки, отшлифовали и отполировали, покрыли масловоском.

Монеты и товарные пломбы на Софийской набережной 

Место: Софийская набережная, владение 4, 6, 8, 10; Болотная площадь, владение 14

Нательный крест из серебряной монеты, ключ, пряжка и обломок ножа из железа, свинцовые пули, серебряная монета ручной чеканки, пуговицы и перстень медного сплава, часть рельефного керамического изразца — это только часть клада, найденного археологами на Софийской набережной. На участке, где в XIX веке был двор крупного завода Густава Листа, последовательно вскрывались слои XVIII–XIX, второй половины XVI–XVII, первой половины XVI и конца XIV — XV веков. Некоторые находки тяготеют и к более раннему времени.

Всего во время раскопок обнаружили почти 350 предметов из различных материалов и более пяти тысяч фрагментов керамики. Специалисты особенно отмечают серию ранних (XIV–XV века) монет и свинцовых товарных пломб того же времени. Это значит, что здесь шла оживлённая торговля. Из нумизматических находок самыми редкими и необычнымистали русские средневековые монеты, наиболее ранние из которых отчеканены при сыне Дмитрия Донского князе Василии Первом; монеты, чеканенные в Золотой Орде; серебряный золотоордынский дирхем, из которого был сделан православный крест.

Художественные надгробия в семейном захоронении Морозовых 

Место: Рогожское кладбище, Старообрядческая улица, дом 31а, участок 1

На Рогожском кладбище, долгое время бывшем центром старообрядческой общины, похоронены многие представители московского купечества. Во второй половине XIX — начале ХХ века здесь упокоились известные российские промышленники, фабриканты, купцы: Шелапутины, Рахмановы, Солдатёнковы, Пуговкины, Кузнецовы, Рябушинские, Морозовы, Капырины, Рязановы, Трындины. Немногие могилы сегодня можно найти: в 1930-е гранитные надгробия шли на стройки. Но одно из захоронений Морозовых сохранилось.

Дошедший до нас комплекс семейного захоронения сложился во второй половине XIX — начале XX века. В него вошли надгробия над могилами представителей первого, второго и третьего поколений семейства, скончавшихся до 1917 года, а также их потомков, умерших в советское время.

Мемориальный крест на участке поставлен, вероятно, в 1861 году, вскоре после смерти основателя династии Саввы Морозова. В 1889 году здесь начали строить часовню-усыпальницу Тимофея Морозова, ставшую композиционной доминантой некрополя, и крест перенесли. Это надгробие в виде часовенного столпа, спроектированное Фёдором Шехтелем, своей формой, масштабностью и богатой пластикой выделяется на участке Морозовых. Над памятником в византийском стиле — ажурный железный шатёр, крытый двускатной с изломом кровлей.

Реставраторы очистили и промыли надгробия, расчистили и заделали швы, заложили мастикой трещины, воссоздали утраченные элементы. Ограду с сенью очистили и покрасили, а патину на медной кровле уплотнили. Текст на надгробиях тонировали и позолотили, а сам камень отполировали и натёрли воском.

Фонарь-медуза в скоропечатне Левенсона 

Место: Трёхпрудный переулок, дом 9, строение 1

Первоначальный облик и изысканное внутреннее убранство вернули зданию, где располагалась штаб-квартира одного из самых успешных издательств на рубеже XIX и XX столетий — скоропечатни Левенсона. Признанные мастер московского модерна Фёдор Шехтель сделал особняк похожим на средневековый замок.

В особняке воссоздали витражный купол, венчающий фасад. На парадной лестнице восстановили мраморные перила, а на верхнем витом столбе установили фонарь в виде медузы. Бра и потолочные светильники в парадном зале стилизовали под изображения на старинных фотографиях. Во всех помещениях покрасили стены и потолки, вернули лепнину.

Пресс-релиз:

2016 год – особенный для факультета архитектуры Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова при Российской академии художеств (МГАХИ им. В.И. Сурикова):

  • 15 лет со дня основания факультета архитектуры в МГАХИ им В.И. Сурикова
  • 10-й выпуск специалистов
  • 1-й выпуск бакалавров
Страница 3 из 13
Joomla SEF URLs by Artio